История RCM: от восхождения до мирового признания
Более чем за 30 лет развития технического обслуживания, направленного на надёжность, его содержание и принципы изменились в большей степени, чем в других управленческих дисциплинах. Это обусловлено резким увеличением количества и качества физических активов на предприятиях, а также меняющимися из года в год взглядами на техническое обслуживание.
Чтобы глубже понимать специфику применения методологии RCM на предприятиях, нужно совершить экскурс в историю.
1960-е годы: на заре технического обслуживания
Методология RCM берёт свое начало в авиационной отрасли. Программы раннего технического обслуживания были основаны на предположении, что каждый производственный актив имеет жизненный цикл. Поэтому для поддержания нужного уровня производительности и надёжности в авиации необходим периодический капитальный ремонт.
Однако к началу 60-х годов, когда был введён в эксплуатацию самолет Boeing-747, авиакомпании пришли к выводу, что такая философия технического обслуживания нежизнеспособна. Стоимость затрат на техобслуживание стала слишком высокой, а гарантии слишком низкими, чтобы говорить об эффективности и надёжности.
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) сформировало целевую группу для изучения возможностей профилактического обслуживания. Исследования показали, что в большинстве случаев реконструкция не влияла на общую надёжность и безопасность, а если и влияла, то незначительно. Показатели надёжности не менялись даже после изменения интервалов капитального ремонта. Сокращение интервалов реконструкции не дало никаких преимуществ, а только увеличились затраты. На деле оказалось, что замена запасных частей раньше времени сокращает срок эксплуатации актива. Тогда же появился термин «отказ периода приработки».
1970-е годы: появление термина RCM
Ключевую роль в истории технического обслуживания, направленного на надёжность (впоследствии – методологии RCM), сыграла работа специалистов авиакомпании United Airlines Стэна Нолана и Говарда Хипа.
В 1974 году Министерство обороны США поручило компании United Airlines написать отчёт о процессах, которые использовали в гражданской авиапромышленности, направленных на развитие программ технического обслуживания самолётов. В 1978 году Министерство обороны США опубликовало отчёт под заголовком «Reliability-centered Maintenance» («Техническое обслуживание, направленное на надёжность»). После публикации работа Нолана и Хипа стала отправной точкой всех последующих программ технического обслуживания и ремонта.
Главные выводы авторов в процессе написания труда:
- многие виды отказов невозможно предотвратить, невзирая на интенсивность и частоту работ по профилактическому обслуживанию;
- на некоторых активах вероятность отказа не возрастала, независимо от срока эксплуатации;
- техническое обслуживание «по возрасту» не оказывает влияния на частоту отказов.
Первая диаграмма принятия решений (диаграмма Нолана и Хипа), включенная в руководство по техническому обслуживанию самолетов, впоследствии претерпела изменения и адаптировалась к другим сферам промышленности.
1980-е годы: от RCM — к RCM II
Вскоре после участия в развитии технического обслуживания скончался Говард Хип. Дело продолжил Стэн Нолан вместе с присоединившимся к нему в 1983 году Джоном Моубреем. Простой инженер-механик завода, Джон Моубрей внёс большой вклад в развитие революционного технического обслуживания.
В начале 80-х годов ХХ века программы технического обслуживания и ремонта RCM адаптировались к промышленности. Эти программы получили название RCM 2 (RCM II). Методология RCM 2 стала определяться как процесс, при котором совершаются действия, направленные на работу физических активов в ключе желаемой производительности в конкретном производственном контексте. Задачей RCM 2 теперь становится не устранение сбоев, а обеспечение выполнения оборудованием его функций и минимизация последствий отказов.
В 1986 году Джон Моубрей, уже ставший бакалавром и консультантом по развитию и внедрению ручных и автоматизированных систем техобслуживания, основал компанию Aladon Ltd в Великобритании. Сеть Aladon затем стала эксклюзивным разработчиком программ технического обслуживания и ремонта, направленных на надёжность. Моубрей посвятил развитию RCM всю жизнь, проработав в своей организации до 2004 года и подготовив не одно поколение экспертов RCM.
К концу 80-х годов и началу 90-х годов методология RCM 2 стала применяться более чем на 1 000 предприятиях в 40 странах мира. Методологию адаптировали ко всем видам производств — машиностроительной, сталелитейной, горнодобывающей, обрабатывающей, энергетической промышленности, медицине, военному и морскому флотам, строительству, телекоммуникациям и транспорту.
1990-е годы: завоевание мирового авторитета RCM 2
В 1990-х годах были введены международные стандарты в области управления физическими активами. Так, Сообщество автомобильной инженерии (SAE) представило новые стандарты JA-1011 и JA-1012, которые определяют выбор стратегии обслуживания в соответствии с целями RCM. Стандарт SAE JA 1011 называется «Критерии для оценки процесса управления надёжностью», содержит минимальные требования к процессу RCM и указывает последовательность этапов RCM-анализа. Стандарт SAE JA 1012 описывает 2 подхода к выбору политики управления отказами: более дорогой, полный и строгий подход и более бюджетный — с помощью полной диаграммы RCM. В стандарте JA-1012 главным критерием политики управления отказами является акцентирование внимания на экологических последствиях.
В 1999 году публикуется книга «Reliability-centered Maintenance» Джона Моубрея, которая полностью соответствует международным стандартам технического обслуживания и является официальным справочником методологии RCM 2.
RCM сегодня
В настоящее время RCM представляет собой проверенную временем методологию, общепринятую в мировых промышленных отраслях.
Чтобы подробнее узнать о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator, а также о ключевых шагах его успешного внедрения, пишите нам: rcm@reliab.tech или звоните по телефону: 8 800 555 30 53.
0 комментариев