Вторичные функции: часть первая
От большинства активов ожидается выполнение прочих функций - помимо первичной. Такие функции называются вторичными.
Например, первичная функция автомобильного двигателя может быть описана так: «Перевозить людей в количестве до 5 человек со скоростью до 90 км/ч по специальной дороге». Если бы это была единственная функция транспортного средства, то единственной целью технического обслуживания было бы сохранение автомобилем способности перевозить людей в количестве до 5 человек со скоростью до 90 км/ч по специальной дороге. Однако это только одна сторона медали, потому что автовладельцы обычно хотят от своего автомобиля большего – от возможности перевозить багаж до точного информирования о количестве топлива в баке.
Ни одну из вторичных функций нельзя упускать из виду. Вторичные функции распределены по 7 категориям:
- сохранность окружающей среды (Environmental integrity);
- безопасность и структурная целостность (Safety/structural integrity);
- контроль/меры предосторожности/комфорт (Control/containment/comfort);
- внешний вид (Appearance);
- защита (Protection);
- экономичность/эффективность (Economy/efficiency);
- избыточные функции (superfluous functions).
Первые буквы категорий на английском языке образуют аббревиатуру ESCAPES, которая и помогает производственникам правильно описывать вторичные функции.
Несмотря на то что вторичные функции менее очевидны, чем первичные, их потеря имеет серьёзные последствия – гораздо более серьёзные, чем при потере первичной функции. Вторичные функции нуждаются в большем внимании, чем первичные, поэтому они должны быть чётко идентифицированы. Более детально о главных категориях вторичных функций мы расскажем ниже.
Сохранность окружающей среды
RCM-анализ начинается с определения стандартов и включения их в должностные инструкции.
Например, одна функция выхлопной трубы автомобиля или фабричной трубы может быть описана как «Вмещать не более Х микрограммов химического вещества на 1 кубический метр». Выхлопная система автомобиля должна быть объектом ограничений, налагаемого требованиями к охране окружающей среды, связанными с шумом. А функциональная спецификация описана так: «Излучать не более Х дБ на расстояние Y м перед выхлопным отверстием».
Техника безопасности
Пользователи должны быть уверены, что их актив не приведёт к ранению или смерти. В действительности, большинство источников повышенной опасности выявляются гораздо позже, во время RCM-анализа, в качестве причин отказа. Однако в некоторых случаях необходимо описать должностные инструкции, связанные с угрозой безопасности.
Например, две функции тостера, связанные с безопасностью, описаны так: «Обезопасить пользователя от контакта с электричеством» и «Не допустить возгорания».
Множество процессов и элементов не в состоянии оправдать ожидания пользователей в вопросе гарантии безопасности. Это способствовало разработке дополнительных функций в защитных устройствах. Устройства реализуют одну из самых трудных и запутанных задач, стоящих перед работниками всех промышленных предприятий.
Другая разновидность функций, связанных с безопасностью, - функции, связанные с заражением и гигиеной. Их обычно выделяют в сферах пищевой и фармакологической промышленности. Связанные стандарты производительности должны строго определяться и заложить точные и исчерпывающие требования к техобслуживанию (очистка и проверка/подтверждение).
Структурная целостность
Множество активов реализуют вторичную структурную функцию, которая заключается в поддержании функций другого актива, подсистемы или агрегата.
Например, первичная функция стены здания – защищать людей и предметы от погодных условий, а вторичная - поддерживать крышу/потолочные перекрытия, выдерживать вес полок и картин.
Обширная, комплексная структура с множеством комбинаций и высокоуровневой организацией нуждается в особом подходе к RCM-анализу. Типичный пример такой структуры – корпусы летательных аппаратов, корпусы судов, а также конструкционные элементы нефтяных платформ.
Структура такого типа – редкость в промышленной индустрии, поэтому в RCM-методологии подход к анализу в этой сфере не описан в полном объёме. Однако отдельные структурные элементы системы могут быть проанализированы в том же ключе, как и любая другая функция из имеющихся.
Больше статей по теме:
Вторичные функции: часть вторая (контроль, комфорт, сдерживание, внешний вид)
Вторичные функции: часть третья (защитные устройства)
Чтобы узнать более подробно о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator, а также о ключевых шагах для его успешного внедрения, пишите нам: или звоните по телефону: 8 800 555 30 53
0 комментариев