Вторичные функции: часть четвёртая
Ни одну из вторичных функций нельзя упускать из виду. Вторичные функции распределены по 7 категориям:
- сохранность окружающей среды (Environmental integrity);
- безопасность и структурная целостность (Safety/structural integrity);
- контроль/удержание/комфорт (Control/containment/comfort);
- внешний вид (Appearance);
- защита (Protection);
- экономичность/эффективность (Economy/efficiency);
- избыточные функции (Superfluous functions).
Первые буквы категорий на английском языке образуют аббревиатуру ESCAPES, которая и помогает производственникам правильно описывать вторичные функции. В материале рассказывается о работе актива с точки зрения экономии и эффективности и о его избыточных функциях.
Экономичность/эффективность
Каждый, кто использует активы любого вида, имеет ограниченные денежные ресурсы. Это заставляет устанавливать финансовые ограничения на производство и техническое обслуживание. Расчёт трат зависит от трёх факторов:
- реальная величина финансовых ресурсов;
- сколько будет работать актив независимо ни от чего;
- наличие и расчётная стоимость конкурентных способов достижения эффективности.
На уровне производственного контекста требования, связанные расходами, прописываются в форме расходной части бюджета.
C точки зрения работы активов экономические вопросы рассматриваются с помощью описания функций, которые помогают пользователю разобраться в таких сферах, как экономия топлива или потери технологического материала.
Например, от автомобиля ожидается исполнение функции «проезжать минимум 35 миль на галлон топлива при скорости 65 миль в час и минимум 50 миль на галлон при скорости 35 миль в час». От электростанции, работающей на органическом топливе, ожидается следующее: «Вырабатывать как минимум 45% электроэнергии из топлива». Завод, использующий дорогие сольвенты, может предполагать такую функцию: «Терять не более 0,5% сольвента Х в месяц».
Избыточная функция
Встречаются агрегаты или компоненты системы, которые являются абсолютно лишними. Обычно это случается, когда оборудование модифицируется несколько раз в год или же когда новое оборудование очень сложное. (Однако это не применяется к резервным компонентам, спроектированным в целях сохранности оборудования, но подходит к тем агрегатам, которые не служат никакой цели в производственном контексте).
Например, редукционный клапан встроен в линию снабжения между газовым коллектором и газовой турбиной. Первичная функция клапана – сокращение давления газа со 8 до 5 бар. Позже система была модифицирована для уменьшения давления в трубопроводе до 5 бар, после чего клапан стал бесполезным.
Следует признать, что подобное оборудование не причиняет никакого вреда, но демонтировать его стоит больших средств. Поэтому самое простое решение - оставить его в работе производства вплоть до упразднения предприятия. Хотя эти активы не выполняют продуктивных функций, их можно оставить работать до отказа, но это уменьшит общую надёжность предприятия. Чтобы избежать этого, нужно составить план технического обслуживания, который бы задействовал все ресурсы.
Нет ничего необычного в том, что от 5 до 20% компонентов системы являются избыточными в описанном выше контексте. Если они будут ликвидированы, то логичным следствием будет то, что от 5 до 20% проблем техобслуживания и затрат на него также будет ликвидировано. Однако до того, как это осуществится, функции всех избыточных компонентов должны быть чётко описаны и поняты.
Важное о надёжности
Часто отмечаются попытки описать функции надёжности как «работать 7 дней в неделю 24 часа в сутки». Но в действительности «надёжность» сама по себе не является функцией. Это скорее ожидания от производительности, которые охватывают все функции. Это связано с работой над каждой причиной отказа, которую обусловливает каждая потеря функции. О работе над отказами рассказывает этот цикл статей.
Больше статей по теме:
Вторичные функции: часть вторая (контроль, комфорт, сдерживание, внешний вид)
Вторичные функции: часть третья (защитные устройства)
Чтобы узнать более подробно о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator, а также о ключевых шагах для его успешного внедрения, пишите нам: или звоните по телефону: 8 800 555 30 53
0 комментариев