RCM: словарь терминов
Для внедрения методологии RCM необходимо знать основные термины, используемые при работе с программами технического обслуживания и ремонта, направленными на обеспечение надёжности.
Вторичная функция (Secondary function) – дополнительная функция, при которой оборудование или система исполняет другие требования автономно от главной функции. Например, регулирует защиту, контроль, комфорт, внешний вид, структурную целостность, энергоотдачу и т.д.
Главный инженер (Engineering supervisor) – технический руководитель, отвечающий за эффективную работу производственного предприятия.
Директор производства (Operations /operating) supervisor) – руководитель на предприятии, который отвечает за качество выпускаемой продукции, контролирует процесс производства в целом и следит за сроками выполнения работ.
Желаемая производительность (Desired performance) – оптимальный для пользователя уровень эффективности работы оборудования или системы.
Запланированный (Scheduled) – выполняемый в фиксированные, заранее заданные сроки.
Защитное устройство/система (Protective device/system) – механизм или программа, предназначенная для предотвращения, минимизирования или устранения последствий отказа.
Изменение конструкции (Redesign) – система действий, направленная на изменение физических характеристик оборудования (модификации), условий функционирования системы, методов, используемых операторами или эксплуатационниками для выполнения задач, а также повышение производительности обслуживающего персонала (обучение, переквалификация).
Инспектирование с учетом факторов риска (межд. RBI - Risk-based inspections) – это процесс систематического определения вероятности и последствий отказа.
Интервал P-F (P-F Interval) – интервал от момента, в котором потенциальный отказ становится заметным, до момента, когда он диагностируется как функциональный сбой. Также термин известен как «время протекания сбоя».
Исходная производительность (Initial capability) – уровень работоспособности оборудования или системы на момент запуска производства.
Координатор (Facilitator) – специалист, который способствует применению философии RCM путём опроса рабочей группы на основе имеющихся данных по каждому конкретному активу, обеспечивая консенсус и документируя ответы.
Множественный отказ (Multiple failure) – событие, при котором выходит из строя несколько элементов по одной и той же причине, при этом защитная система тоже отказывает.
Непроизводственные последствия (Non-operational consequences) – последствия, поддающиеся ликвидации, которые не являются скрытыми в нормальных условиях и которые не несут ущерба окружающей среде и человеку, а предполагают только материальные расходы.
Первичная функция (Primary function) – главная функция, предназначенная для использования оборудования или системы.
Плановая замена (Scheduled discard) – задача, которая заключается в плановом обслуживании системы или замены компонента в заданный промежуток времени независимо от состояния на момент исполнения.
Плановое восстановление (Scheduled restoration) – задача, которая заключается в восстановлении первоначальных характеристик оборудования или компонента независимо от состояния на момент работ.
Плановый (Routine) – cм. Запланированный
Поиск неисправностей (Failure-finding task) – запланированная проверка, в которой дифференцируются характерные скрытые повреждения (контроль за сбоями оборудования).
Политика управления отказами (Failure management policy) – общее понятие, охватывающее спектр ситуационных задач, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), поиск неисправностей, плановую утилизацию, выявление срока износа, ремонт.
Последствия нарушения техники безопасности (Safety consequences) – сбой или множественный отказ, влекущий последствия, которые могут причинить вред человечеству или уничтожить его.
Последствия для окружающей среды (Environmental consequences) – причина отказа или множественных отказов оборудования, ведущих к нарушению социального, муниципального, регионального, национального, международного экологического равновесия или регламента, имеющего отношение к оборудованию или системе.
Последствия отказа (Failure effect, Failure consequences) – события, которые развиваются после единичного или множественного отказа.
Потенциальный отказ (Potential failure) – идентифицируемая ситуация, которая свидетельствует о приближении или развитии функционального отказа.
Применимый (Applicable) – см. Технически осуществимый.
Причина отказа (Failure mode) – единичное происшествие, которое вызывает функциональный сбой.
Производственные последствия (Operational consequences) – вид единичного или множественного отказа, который негативно влияет на работоспособность оборудования или системы (например, на производство, качество продукции, обслуживание клиентов, военный потенциал или затраты на ремонт).
Производственный контекст (Operating context) – обстоятельства, при которых происходит работа физических активов или системы.
Рабочая группа (Review group) – специалисты по RCM-анализу, которые используют методологию RCM для определения требований к техническому обслуживанию каждого конкретного актива или отдельного производственного компонента.
Скрытая функция (Hidden function) – функция, действие которой незаметно обслуживающему персоналу при нормальных условиях, если она возникает автономно.
Скрытый отказ (Hidden failure) – вид отказа, который незаметен обслуживающему персоналу при нормальных условиях, если он возникает автономно.
Стоящий (Worth doing) – сокращающий, минимизирующий или устраняющий последствия, связанные с отказом, в степени, оправдывающей прямые и косвенные издержки на выполнение.
Технически осуществимый (Technically feasible) – являющийся технически выполнимым. Задача является технически осуществимой, если возможно осуществить приемлемое снижение последствий, связанных с отказами разных видов.
Техническое обслуживание по фактическому состоянию (On-condition task) – задача, осуществляемая в случае сбоя либо проверка потенциального отказа.
Условная вероятность отказа (Conditional probability of failure) – потенциальная возможность случая сбоя в конкретный период при сохранности оборудования до случая отказа.
Функция (Function) – ожидаемое владельцем/пользователем действие оборудования или системы.
Функциональный отказ (Functional failure) — состояние системы, при котором оборудование или система не может выполнять предназначенные функции, поддерживать заданный уровень производительности.
Эксплуатация до отказа (Run-to-failure) — методика управления оборудованием, позволяющая отдельным видам отказов произойти без попыток предотвратить их.
Эффективный (Effective) — см. Стоящий.
Явная функция (Evident function) — функция, сбой которой становится обнаруживаемым обслуживающим персоналом в нормальных условиях.
Явный отказ (Evident failure) — отсутствие функций оборудования, которое визуально обнаруживается обслуживающим персоналом в нормальных условиях.
Международные аббревиатуры:
HAZOP (Hazard and Operability Analysis) — анализ эксплуатационной безопасности и работоспособности — общий процесс идентификации риска с дальнейшим определением отклонений от ожидаемых эксплуатационных показателей, детальной и структурированной идентификацией опасностей для отдельных технологических систем.
HAZID (Hazard Identifications Studies) — процедура идентификации опасностей — инструмент распознавания рисков, который используется на ранних стадиях реализации проекта сразу после создания чертежей, расчета материального баланса и подготовки схемы участка.
PHSER (Project HSE Review) — анализ безопасности и определения рисков проекта исходя из требований производственной и экологической безопасности, охраны труда и гражданской защиты, а также поддержка и мониторинг проектных решений по устранению или смягчению влияния зафиксированных таким анализом рисков.
RCA (Root Cause Analysis) — анализ потерь, составляющих основную долю ущерба, направленный на предотвращение их повторного возникновения, который обычно называют анализом первопричины или анализом коренных причин.
RBI (Risk Based Inspections) — система контроля технического состояния, в которой объём, методы и периодичность контроля технического состояния задаются по результатам анализа риска эксплуатации технических устройств.
John Moubray (1997) «Reliability-centered Maintenance».
Second edition. Industrial Press Inc., pp 412-414
Чтобы подробнее узнать о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator, а также о ключевых шагах его успешного внедрения, пишите нам: rcm@reliab.tech или звоните по телефону: 8 800 555 30 53.
0 комментариев