Функциональные требования к активам: исходная и желаемая производительность
Определяя цели технического обслуживания в соответствии с требованиями пользователя, мы должны иметь ясное представление о функциях каждого актива в рамках стандартов производительности. Поэтому RCM-анализ всегда начинается с вопроса:
Каковы функции актива и связанные с ним стандарты в данном производственном контексте?
В цикле статей разъясняется, как правильно описать функции, определяются 4 стандарта производительности, раскрываются понятия исходная и желаемая производительность и определяется классификация различных видов функций.
Описание функций
Суть правильного описания функций заключается в том, что определение должно включать в себя глагол и объект. Полезно начать описывать функции с действия (перекачивать воду, перевозить людей и т.д.).
Однако, как будет сказано в следующей главе, пользователи ожидают от актива не только исполнения заданных функций, но и их реализации на желаемом уровне. Определение функций – вместе с определением целей технического обслуживания для каждого актива – не является завершённым, пока не будут определены желаемые спецификации настолько точно, насколько это возможно (в отличие от заданной производительности).
Например, первичная функция насоса на рисунке ниже может быть описана так: «Перекачивать воду из бака Х в бак Y объёмом не менее 800 литров в минуту».
Рис.1
Полное определение функции состоит из глагола, объекта и стандарта производительности, желаемого для пользователя.
Стандарты производительности
Целью технического обслуживания является обеспечение деятельности активов на желаемом для пользователя уровне. Желаемый уровень может быть определён минимальными характеристиками производственных стандартов. Если мы можем сделать так, чтобы актив гарантировал минимальную стабильную производительность, которая может стать конечной целью, то некоторые виды оборудования смогут продолжительно работать без какого-либо технического обслуживания.
Однако в реальности не всё так просто.
Законы физики говорят нам, что любая организационная система, которая работает в реальном мире, подвержена повреждениям. Результатом таких повреждений будет тотальная дезорганизация (хаос, энтропия). И она будет царить до тех пор, пока не будут предприняты шаги по устранению причин износа системы.
Например, насос на рисунке выше перекачивает воду в бак, из которого она выходит в объёме 800 литров в минуту. Процессом, который обусловливает повреждения насоса (причину отказа), может стать износ рабочего колеса. Это случается независимо от того, выкачивается оттуда кислота или промышленное масло, и вне зависимости от того, из чего сделано колесо – из титана или мягкой стали. Единственный важный вопрос – как быстро оно износится до момента, когда насос не сможет перекачивать 800 литров в минуту.
И так как износ неизбежен, то нужно дать насосу работать до отказа. Это означает, что когда актив вводится в эксплуатацию, то он должен реализовать уровень производительности выше минимального стандарта, заданного пользователем. Всё, что актив способен выполнять, известно как исходная производительность (гарантированная надёжность). Рисунок 2 иллюстрирует правильное соотношение между исходной и желаемой производительностью.
Рис. 2
Например, чтобы гарантировать работу насоса, которую задал пользователь, и дать ему проработать до износа, проектировщики системы должны задать спецификации насосу, имеющему исходную производительность 800 литров в минуту, прокачивать чуть больше жидкости. На рисунке 1 указана производительность 1000 литров в минуту.
Это значит, что производительность должна определяться с помощью двух показателей:
- желаемая производительность (то, что пользователь ждёт от актива);
- исходная производительность (то, что актив может делать).
В наших статьях уже раскрывались темы о том, как техническое обслуживание влияет на продолжительную работу и исполнение предназначенных функций актива. Это осуществляется либо путём обеспечения минимального производственного стандарта, заданного пользователем, либо путем восстановления характеристик, приближенных к показателям первоначальной производительности.
Рассматривая вопрос восстановления, нужно иметь в виду следующее:
- исходная производительность каждого актива зависит от особенностей конструкции;
- техническое обслуживание может восстановить первоначальные характеристики оборудования, но никак не выйти за рамки стандартов.
Как показывает практика, большинство активов являются правильно спроектированными и сооружёнными, поэтому есть возможность развивать программы техобслуживания, в которых гарантируется работа актива в желаемом для пользователя ключе.
Иначе говоря, такие активы являются ремонтопригодными (восстанавливаемыми), и это доказывает рисунок 3:
Рис. 3
Например, насос на рисунке 1 имеет первоначальную производительность 750 литров в минуту, и это не позволяет поддерживать бак полным. Пока не будет разработана программа, которая бы поддерживала бо́льшую производительность насоса, никакое техобслуживание не сможет реализовать желаемую производительность в данном контексте. К сравнению, если научиться вырабатывать 15 кВ (желаемая производительность) из 10 –киловаттового электродвигателя (исходная производительность), то мотор будет сопротивляться такому напряжению и в конце концов сгорит. Никакие программы техобслуживания не смогут увеличить производственную мощность этого мотора. Он может быть сам по себе хорошо спроектирован и собран, однако это все равно не сможет гарантировать поддержку желаемой производительности.
Из этих примеров следует два важных вывода:
- Для каждого ремонтопригодного (восстанавливаемого) актива желаемая производительность должна находиться в пределах исходной.
- Чтобы определить, возможно ли это, пользователь должен знать не только характеристики исходной производительности, но и точные критерии минимальной производительности, приемлемые для пользователя в данном производственном контексте.
Важно подчеркнуть важность точного определения критериев того, что хочет пользователь от программ технического обслуживания.
Чтобы подробнее узнать о методологии RCM и программном обеспечении RCM Navigator, а также о ключевых шагах его успешного внедрения, пишите нам: rcm@reliab.tech или звоните по телефону: 8 800 555 30 53.
0 комментариев