Анализ подсистем
Как только весь анализ будет проведён, группа должна решить, какой уровень детализации приемлем для определения каждой причины отказа в рамках этого анализа. Нет ни одного технического оправдания, при котором нельзя описать причины и последствия отказов на том уровне, который требуется для выбора политики управления отказами.
Однако даже средний уровень анализа иногда формулирует слишком много причин на один отказ, особенно для первичных функций. Такое случается, если актив содержит сложные узлы, которые сами по себе могут иметь множество причин отказа.
Примерами таких узлов могут быть мини-электродвигатели, мини-насосы, малые коробки передач, цепи управления, защитные схемы, сложные механизмы.
В зависимости от контекста и последствий отказа, эти компоненты подсистемы могут быть проанализированы по одному из предложенных ниже способов.
Способ 1
Составить список причин отказа каждой подсистемы. Это будет частью полного RCM-анализа.
В качестве примера рассмотрим актив, который остановил работу в результате отказа малого редуктора. При заполнении Информационного листа касательно этого актива, отказ редуктора может быть описан следующим образом:
Все причины отказов влияют на узлы подсистемы, которые являются частью высшей системы. В случаях, если подсистема будет страдать максимум от 6 причин отказа, которые можно рассмотреть c точки зрения разумного выявления и которые могут быть причиной хотя бы одного функционального отказа в высшей системе.
Способ 2
Описать отказы подсистемы сначала в виде одной причины отказа в Информационном листе, а потом завести новый информационный лист для анализа отказов, их причин и последствий.
Например, отказ коробки передач, о котором говорилось выше, может быть описан так:
Отдельное внимание подсистеме стоит уделять в случае, если более 10 причин отказа обусловят потерю хотя бы одной первичной функции. (Если на один отказ имеется от 7 до 9 причин, нужно применять способы 1 или 2 и иметь в виду, что отдельный анализ влечет за собой увеличение объёма работы, но описание меньшего количества причин на один отказ).
Способ 3
Описать отказы подсистемы в виде одной причины отказа в Информационном листе с разной степенью детализации.
Например, было признано целесообразным рассмотреть отказ коробки передач способами, перечисленными выше, и описать его так:
Такой подход может быть применён для компонента или подсистемы со следующими характеристиками:
- в случае отказа объект не является предметом детальной диагностики и рутинных ремонтных работ, легко устанавливается, заменяется, а ремонт можно отложить;
- этот объект довольно маленький, но достаточно сложный;
- объект не имеет каких-либо доминирующих причин отказа;
- объекту не требуется предупредительное техобслуживание.
Способ 4
В некоторых случаях подсистема может пострадать от 1-2 главных причин отказа, которые можно предотвратить, и от множества несущественных сбоев, которые нецелесообразно предотвращать ввиду отсутствия гарантий предсказания частоты отказов.
Например, мини-электродвигатель, работающий в загрязненной среде, может отказать из-за перегрева, если решётка вентилятора заблокируется. Однако причин на деле может быть несколько, косвенных и не таких серьёзных. В этом случае причина отказа мотора может быть описана так:
- вентилятор двигателя заблокирован из-за грязи;
- двигатель отказал по другим причинам.
Этот способ является комбинацией 1 и 3 вариантов анализа подсистем.
Сервисные функции
Отсутствие сервисных функций (электропитание, водоснабжение, отопление, воздушная система, газоснабжение и т.д.) расценивается как одна причина отказа с точки зрения актива, который используется в том или ином сервисе, потому что детальный анализ таких отказов выходит за рамки рассмотрения актива. Подобного рода отказы рассматриваются с информационной целью («Произошёл сбой электропитания»), записываются их последствия, а детальный анализ начинается только после анализа сервисных функций в целом.
Заполнение Информационного листа
Последствия отказов вписываются в последнюю колонку Информационного листа рядом с соответствующей причиной отказа.
0 комментариев